Что такое импровизация?
Импровизация лежит в основе создания любого произведения в искусстве и происходит во время творческого процесса, когда психофизическое состояние человека переходит из рационального в иррациональное. В этот момент создаются неожиданные и не привычные формы в искусстве, которых до этого времени не существовало вовсе или создаются новые детали в таких количествах, что старая форма выглядит, как абсолютно новая. Импровизация в танце вполне допустима и желательна в процессе создания балетмейстером танцевального эпизода или даже целой балетной картины. Но затем балетмейстеру необходимо запомнить весь этот пришедший, как бы из глубины космоса, текст и донести его исполнителям, а в этом случае импровизационное состояние улетучивается и наступает холодный расчёт, отбор и шлифовка. Затем нужно переключится на следующий эпизод, довести себя до состояния импровизации, запомнить, отшлифовать, отобрать нужное и вновь отдать исполнителям, и так до бесконечности. Как видите этот процесс для мозга очень энергозатратный и не благодарный, поскольку потом может оказаться, что существует вариант намного лучше вашего. В этом огромный риск и муки творчества.
Люди очень хотели показать другим творческий процесс. Показать – это всё равно, что проявить свои уникальные способности перед публикой и завоевать всеобщую любовь, расположение окружающих, тем самым утвердить свою доминантность перед другими. Это желание показать лежит в основе человеческой природы ещё с незапамятных времён.
На сцене современного академического театра, импровизация в чистом виде вряд ли возможна, из-за малой вероятности повторить её ещё и ещё раз. Тем более свободная импровизация, без изначально заданных правил, не ограничена жанровыми, стилистическими или гармоническими рамками. Она не будет иметь коммерческого успеха, а скорее будет направлена на развитие личности и творческой энергии человека. Контактная импровизация – танец импровизационного характера, который строится вокруг точки контакта с партнёром, и очень интересна прежде всего самим танцовщикам. Для публики эти бесконечные поиски кажутся тяжеловесными. Если танцовщик исполняет несколько раз, то, к сожалению, это перестаёт быть импровизацией.
Из удачного примера сценической импровизации могу назвать испанские танцы «Фламенко».
И всё же импровизация, как колыбель искусства, всегда будет интересна людям, как живое проявление человеческой сущности, опыта и творческого процесса.
Автор текста — Игорь Таранущенко